база знаний по эмоциональному интеллекту (ЭИ)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ
  • Эмоциональная грамотность — это способность различать, точно называть и корректно выражать свои эмоции, а также понимать эмоциональные реакции других людей.

  • Это навык «перевода» внутреннего состояния в осознанные формулировки, а не в импульсивные действия.

  • Эмоциональная грамотность — фундамент ЭИ, без неё невозможно саморегуляция, эмпатия и зрелая коммуникация.
Зачем это важно лидеру/команде
Лидер, который умеет называть эмоции — свои и чужие — быстрее стабилизирует атмосферу, снижает напряжение и прекращает конфликт до его эскалации.
В команде, где люди умеют говорить «я раздражён, потому что…», вместо «вы все меня бесите», уровень доверия и продуктивности растёт в разы.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Эмоциональная грамотность начинается с трёх шагов:
ЗАМЕЧАЮ ЭМОЦИЮ
«Я что-то чувствую»
ТОЧНО НАЗЫВАЮ
«Это не “плохо”, это “разочарование и усталость”»
ВЫРАЖАЮ ЭКОЛОГИЧНО
«Мне важно обсудить это спокойно, чтобы не копить раздражение»
Чем точнее человек называет эмоцию, тем быстрее включается рациональная часть мозга и снижается эмоциональный захват.
ПРАКТИКА
Небольшие упражнения для на развитие ЭИ
  • «Замени 1 слово»
    Вместо «мне плохо» попробуйте выбрать более точный эмоциональный термин из списка (злость / обида / тревога / стыд / разочарование / скука).
  • «Эмоции + потребность»
    «Я злюсь» меняем на «Мне важно, чтобы…» (даем своему партнеру направление к действию).
  • «3 вопроса к эмоции»
    Что я чувствую? Где это в теле? На что это похоже по интенсивности (от 1 до 10)?
ОШИБКИ И ЛОВУШКИ
  • Пытаться «не чувствовать» вместо научиться называть
  • Объяснять эмоцию через обвинение («Ты меня разозлил»)
  • Путаница эмоций и мыслей («Я чувствую, что ты не прав» — это мысль, не чувство)
  • Использовать эмоции как оправдание действий («я психанул, потому что устал»)

СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ


  • Самоосознанность
  • Саморегуляция
  • Эмпатия
  • Аффект-лейблинг (называние эмоций)
  • Ненасильственное общение (NVC)

ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:


  • Обратная связь и личные встречи
  • Разбор конфликтов и переговоры
  • Построение психологической безопасности в команде
  • Управление стрессом, выгоранием, эмоциональными перегрузками
  • Клиентская и HR-коммуникация
Схема эмоциональной грамотности: замечаю → называю → выражаю
эмоциональная грамотность
Вопросы для саморефлексии
  1. Как часто я использую обобщения вместо точных эмоций («нормально», «плохо», «как-то так»)?
  2. Какие эмоции я чаще всего скрываю?
  3. Могу ли я объяснить, что я чувствую, не обвиняя других?
  4. Какие мои действия чаще всего «маскируют» эмоцию?
  5. Какие эмоции мне сложнее всего признавать открыто?
Ссылки на научные источники
  • Lisa Feldman Barrett (2017). How Emotions Are Made.
  • Marc Brackett (2019). Permission to Feel.
  • Daniel Goleman (1995). Emotional Intelligence.
  • James Gross (2014). Emotion regulation research.
  • Rosenberg, M. (2003). Nonviolent Communication.
Татьяна Мунн — практикующий психолог, преподаватель МГУ, автор метода «Быстрая психология», Автор курсов «Быстрая психология» и «Эмоциональный интеллект для лидеров».
moonn.ru | @moonn_official | +7-977-777-03-03
© Татьяна Мунн, moonn.ru, 2025
страница обновлена 05 НОЯБРЯ 2025
Свяжитесь со мной любым удобным способом:
E-mail: moonn.official@yandex.ru
Телефон: +7 977 777 03 03

© All Right Reserved. Тatiana Moonn
e-mail: moonn.official@yandex.ru
Made on
Tilda