Эмоциональная грамотность — это способность различать, точно называть и корректно выражать свои эмоции, а также понимать эмоциональные реакции других людей.
Это навык «перевода» внутреннего состояния в осознанные формулировки, а не в импульсивные действия.
Эмоциональная грамотность — фундамент ЭИ, без неё невозможно саморегуляция, эмпатия и зрелая коммуникация.
Зачем это важно лидеру/команде
Лидер, который умеет называть эмоции — свои и чужие — быстрее стабилизирует атмосферу, снижает напряжение и прекращает конфликт до его эскалации. В команде, где люди умеют говорить «я раздражён, потому что…», вместо «вы все меня бесите», уровень доверия и продуктивности растёт в разы.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Эмоциональная грамотность начинается с трёх шагов:
ЗАМЕЧАЮ ЭМОЦИЮ
«Я что-то чувствую»
ТОЧНО НАЗЫВАЮ
«Это не “плохо”, это “разочарование и усталость”»
ВЫРАЖАЮ ЭКОЛОГИЧНО
«Мне важно обсудить это спокойно, чтобы не копить раздражение»
Чем точнее человек называет эмоцию, тем быстрее включается рациональная часть мозга и снижается эмоциональный захват.
ПРАКТИКА
Небольшие упражнения для на развитие ЭИ
«Замени 1 слово»
Вместо «мне плохо» попробуйте выбрать более точный эмоциональный термин из списка (злость / обида / тревога / стыд / разочарование / скука).
«Эмоции + потребность»
«Я злюсь» меняем на «Мне важно, чтобы…» (даем своему партнеру направление к действию).
«3 вопроса к эмоции»
Что я чувствую? Где это в теле? На что это похоже по интенсивности (от 1 до 10)?
ОШИБКИ И ЛОВУШКИ
Пытаться «не чувствовать» вместо научиться называть
Объяснять эмоцию через обвинение («Ты меня разозлил»)
Путаница эмоций и мыслей («Я чувствую, что ты не прав» — это мысль, не чувство)
Использовать эмоции как оправдание действий («я психанул, потому что устал»)
СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ
Самоосознанность
Саморегуляция
Эмпатия
Аффект-лейблинг (называние эмоций)
Ненасильственное общение (NVC)
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
Обратная связь и личные встречи
Разбор конфликтов и переговоры
Построение психологической безопасности в команде
Управление стрессом, выгоранием, эмоциональными перегрузками
Клиентская и HR-коммуникация
эмоциональная грамотность
Вопросы для саморефлексии
Как часто я использую обобщения вместо точных эмоций («нормально», «плохо», «как-то так»)?
Какие эмоции я чаще всего скрываю?
Могу ли я объяснить, что я чувствую, не обвиняя других?
Какие мои действия чаще всего «маскируют» эмоцию?
Какие эмоции мне сложнее всего признавать открыто?
Ссылки на научные источники
Lisa Feldman Barrett (2017). How Emotions Are Made.