Самоосознанность — это способность замечать и распознавать собственные эмоции, мысли, реакции и внутренние мотивы в моменте.
Это навык «наблюдателя», позволяющий видеть не только что я делаю, но и почему я это делаю.
Развитая самоосознанность — основа ЭИ и всех навыков саморегуляции.
Зачем это важно лидеру/команде
Лидер, который осознаёт своё состояние, не срывается на сотрудников, принимает решения не из эмоций, а из ценностей и целей. Такой руководитель снижает токсичность среды, быстрее корректирует собственные ошибки и служит моделью психологической зрелости для команды.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Самоосознанность проходит 3 уровня:
Осознание эмоций — «Что я сейчас чувствую?»
Осознание причин — «Почему я это чувствую?»
Осознание влияния — «Как это отражается на моих словах, решениях и других людях?»
Когда человек видит эмоцию, он перестаёт быть ей управляем — и может выбирать действие.
ПРАКТИКА
Небольшие упражнения для на развитие ЭИ
«Эмоциональный таймер»
3 раза в день останавливаетесь на 30 секунд и замечаете уровень проявленности: эмоции / уровеня напряжения / желания действовать.
«Скан тела»
Обратите внимание, где эмоция проявляется физически в вашем теле (грудь, живот, челюсть).
«Стоп-фраза»
Перед реакцией задавайте себе вопрос: «Сейчас я реагирую или выбираю?»
ОШИБКИ И ЛОВУШКИ
Путаница самоосознанности с «самокопанием» или самокритикой
Фокус только на мыслях, без учета телесных и эмоциональных сигналов
Использование осознанности «задним числом», а не в моменте
Иллюзия, что «я понимаю себя», без фактических измеримых наблюдений
СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ
Саморегуляция
Эмоциональная грамотность
Интероцепция
Когнитивная переоценка
Эмпатия к себе
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
Обратная связь без обид
Переговоры и лидерские выступления
Управление стрессом и предотвращение выгорания
Принятие решений в условиях давления
Управление конфликтами
Личная мотивация и развитие
3 уровня самоосозанности
Вопросы для саморефлексии
Могу ли я назвать эмоцию, которую чувствую в моменте, а не через час?
Какие эмоции я чаще подавляю или игнорирую?
Как я реагирую, когда мне указывают на моё поведение?
Что чаще управляет моими решениями — ценности или автоматические реакции?
Есть ли у меня ситуации, о которых я потом думаю: «Это был не я»?
Ссылки на научные источники/книги
Eurich, T. (2017). Insight: The Surprising Truth About How Others See Us.
Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence.
Brown, K. W., & Ryan, R. M. (2003). The benefits of being present: Mindfulness and self-awareness.
Caruso, D., & Salovey, P. (2004). The Emotionally Intelligent Manager.