база знаний по эмоциональному интеллекту (ЭИ)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ(ЭИ)
  • Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать, понимать и регулировать собственные эмоции, а также учитывать эмоции других людей в общении и принятии решений.

  • ЭИ включает внутренние навыки (осознанность, саморегуляция) и внешние навыки (эмпатия, социальное взаимодействие).

  • Это развиваемая компетенция, а не врождённое качество.
Зачем это важно лидеру/команде
Лидер с высоким ЭИ быстрее устанавливает доверие, снижает уровень напряжения в команде, эффективнее ведёт переговоры и даёт обратную связь без конфронтации. ЭИ напрямую связан с удержанием сотрудников, качеством решений, мотивацией и психологической безопасностью в организации.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
ЭИ опирается на 4 ключевых процесса
  • Замечаю, что чувствую → ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ
  • Умею управлять своим состоянием → САМОРЕГУЛЯЦИЯ
  • Считываю эмоции других → ЭМПАТИЯ
  • Использую эмоции в работе и коммуникации → СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
ПРАКТИКА
Небольшие упражнения для на развитие ЭИ
  • Упражнение
    «Стоп-кадр эмоций»

    Каждые 2–3 часа задавать себе вопросы: «Что я сейчас чувствую? Где это ощущается в теле? Как это влияет на мои действия?»
  • Упражнение
    «Эмоциональная маркировка»
    Заменить фразу «Мне плохо» на более точное определение: «Я раздражён», «Я тревожусь», «Я устал».
  • Упражнение
    «Пауза перед реакцией»

    Задержать ответ на 3 секунды, чтобы дать префронтальной коре мозга «догнать» эмоцию.
ОШИБКИ И ЛОВУШКИ
  • Путаница ЭИ с «доброжелательностью» или «мягкостью»

  • Использование ЭИ как манипуляции, а не как инструмента развития взаимодействия
  • Подавление эмоций вместо управления
  • «Гиперэмпатия» — взять эмоции других на себя

СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ


  • Самоосознанность
  • Саморегуляция
  • Эмпатия
  • Социальные навыки
  • Модель Гоулмана
  • Модель Майера—Сэловея—Карузо

ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:


  • Переговоры и управление конфликтами
  • Обратная связь без агрессии
  • Антикризисное управление
  • Руководство распределёнными командами
  • Построение доверия и удержание талантов
  • Публичные выступления и влияние
Схема эмоционального интеллекта: осознанность, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки
Модель ЭИ Д.Гоулмана
Вопросы для саморефлексии
  1. Могу ли я назвать эмоцию, которую чувствую прямо сейчас?
  2. Что я делаю, когда испытываю раздражение или тревогу?
  3. Насколько точно я замечаю изменения настроения других людей?
  4. Могу ли я влиять на атмосферу в группе только тоном речи и состоянием?
  5. Как часто я жалею о сказанном «на эмоциях»?
Ссылки на научные источники/книги (реальные)
  • Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. (2004). Emotional intelligence: Theory, findings, and implications.
  • Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence.
  • Gross, J. (2014). Emotion regulation: Conceptual and empirical foundations.
  • Bar-On, R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence.
  • Cherniss, C. (2010). Emotional Intelligence in the Workplace.
Татьяна Мунн — практикующий психолог, преподаватель МГУ, автор метода «Быстрая психология», эксперт по эмоциональному интеллекту, soft skills и личной эффективности.
moonn.ru | @moonn_official | +7-977-777-03-03
© Татьяна Мунн, moonn.ru, 2025
страница обновлена 02 НОЯБРЯ 2025
Свяжитесь со мной любым удобным способом:
E-mail: moonn.official@yandex.ru
Телефон: +7 977 777 03 03

© All Right Reserved. Тatiana Moonn
e-mail: moonn.official@yandex.ru
Made on
Tilda