Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать, понимать и регулировать собственные эмоции, а также учитывать эмоции других людей в общении и принятии решений.
ЭИ включает внутренние навыки (осознанность, саморегуляция) и внешние навыки (эмпатия, социальное взаимодействие).
Это развиваемая компетенция, а не врождённое качество.
Зачем это важно лидеру/команде
Лидер с высоким ЭИ быстрее устанавливает доверие, снижает уровень напряжения в команде, эффективнее ведёт переговоры и даёт обратную связь без конфронтации. ЭИ напрямую связан с удержанием сотрудников, качеством решений, мотивацией и психологической безопасностью в организации.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
ЭИ опирается на 4 ключевых процесса
Замечаю, что чувствую → ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ
Умею управлять своим состоянием → САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Считываю эмоции других → ЭМПАТИЯ
Использую эмоции в работе и коммуникации → СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
ПРАКТИКА
Небольшие упражнения для на развитие ЭИ
Упражнение «Стоп-кадр эмоций»
Каждые 2–3 часа задавать себе вопросы: «Что я сейчас чувствую? Где это ощущается в теле? Как это влияет на мои действия?»
Упражнение «Эмоциональная маркировка»
Заменить фразу «Мне плохо» на более точное определение: «Я раздражён», «Я тревожусь», «Я устал».
Упражнение «Пауза перед реакцией»
Задержать ответ на 3 секунды, чтобы дать префронтальной коре мозга «догнать» эмоцию.
ОШИБКИ И ЛОВУШКИ
Путаница ЭИ с «доброжелательностью» или «мягкостью»
Использование ЭИ как манипуляции, а не как инструмента развития взаимодействия
Подавление эмоций вместо управления
«Гиперэмпатия» — взять эмоции других на себя
СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ
Самоосознанность
Саморегуляция
Эмпатия
Социальные навыки
Модель Гоулмана
Модель Майера—Сэловея—Карузо
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
Переговоры и управление конфликтами
Обратная связь без агрессии
Антикризисное управление
Руководство распределёнными командами
Построение доверия и удержание талантов
Публичные выступления и влияние
Модель ЭИ Д.Гоулмана
Вопросы для саморефлексии
Могу ли я назвать эмоцию, которую чувствую прямо сейчас?
Что я делаю, когда испытываю раздражение или тревогу?
Насколько точно я замечаю изменения настроения других людей?
Могу ли я влиять на атмосферу в группе только тоном речи и состоянием?
Как часто я жалею о сказанном «на эмоциях»?
Ссылки на научные источники/книги (реальные)
Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. (2004). Emotional intelligence: Theory, findings, and implications.
Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence.
Gross, J. (2014). Emotion regulation: Conceptual and empirical foundations.
Bar-On, R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence.
Cherniss, C. (2010). Emotional Intelligence in the Workplace.